Часть 1.
В истории танго "эскуэла декариста", как ни какое другое направление, повлияла на развитие танго и на его эволюцию. Дух экспериментаторства и поиска, свойственный музыке Де Каро, Педро Лауренца и особенно творчеству гениального скрипача-аранжировщика Альфредо Гобби, инспирировал все основные направления современного танго. Под влиянием Де Каро только самый завзятый традиционалист Роберто Фирпо продолжал исполнять танго преимущественно в размере 2/4, в то время как его самые близкие последователи, которых никак нельзя считать "декаристами", Д Арьенцо и Бьяджжи, стали постоянно переходить с 2/4 на 4/4.
Если музыкантов "эскуэлы фреседиста" до некоторой степени можно назвать "представителями международного бального танго в Аргентине", а традиционалистов, типа Варелы, Бьяджжи, Раччьятти или Д Арьенцо - "квинтэссенцией фольклорного танго", то последователи Де Каро были как раз тем самым эволюционирующим звеном, которое привносило элементы то одного, то другого стиля, постепенно создавая почву для "нового танго". Импровизационная природа этой музыки медленно, но верно уводила их (и где-то к концу 50-х годов окончательно увела) от танцующей аудитории.
Здесь опять приходит в голову ассоциация с джазом. Подобно джазу после Чарли Паркера, танго после Ровиры, "Октета Буэнос-Айрес" и Горацио Сальгана стало скорее музыкой для слушателя, нежели для танцора. К началу 60-х годов танго переместилось в кафе и университетские аудитории, в то время как милонги стали пустеть. Музыкантом, который вернул танго "эскуэлы декариста" ритм, а танцевальным заведениям аудиторию, стал Освальдо Пульезе. Именно ему удалось привнести элементы "танго орилльеро" Д Арьенцо и Бьяджжи в изысканную канву сплетающихся импровизаций Мадерны и Гобби.Популярность Пульезе была немыслимой. Этому отчасти способствовали его либерально-диссидентские взгляды, но главным образом, талант аранжировщика и организатора оркестров.
Освальдо Педро Пульезе родился в квартале Вилла Креспо Буэнос-Айреса 2 декабря 1905 г. в семье рабочего обувной фабрики, в свободное время музыканта-любителя. Адольфо Пульезе играл на флейте и скрипке. Скрипка была и первым инструментом Освальдо, до тех пор, пока ему не удалось уговорить отца купить почти недоступное по цене пианино. С 14 лет Освальдо уже регулярно выступал в кафе в округе. Его первым большим оркестром стал оркестр первой женщины-бандонеонистки Пакиты Бернардо. Следующим оркестром в 1927 г. стал оркестр великого Педро Маффиа. Вскоре после этого он вместе со скрипачом Элвино Вардаро (впоследствии - великий "Вардарито", первая скрипка Пьяццоллы), организовал свой секстет. Кроме них в эту группу вошли 18-летний скрипач Альфредо Гобби, 16-летний бандонеонист Анибаль Тройло, бандонеонист Сириако Ортис, которого Тройло считал своим основным учителем, и контрабасист Луис Адессо. Именно в этом составе Пульезе написал свое первое танго "Recuerdo", ставшее впоследствии знаменитым. В истории танго есть немало оплошностей. Одна из них заключается в том, что этот секстет с самым "громким", с позиции сегодняшнего дня, составом, никогда не записывался. Звукозаписывающие компании отклонили эту группу молодых музыкантов "в виду отсутствия коммерческого потенциала".
После коммерческого провала Секстета Пульезе-Вардаро Пульезе присоединился к оркестру Педро Лауренца на правах пианиста и второго аранжировщика. А в 1939 г. он организовал свой собственный оркестр, дебютировавший 11 августа в кафе "Насьональ". По звучанию это был в общем-то еще один оркестр в стиле Де Каро, во многих отношениях похожий на оркестры Гобби или Лауренца. Что выделяло его на общем фоне - так это его организация. По замыслу Пульезе, это был "оркестр композиторов". Все его участники делали аранжировки и создавали его репертуар. Сам Пульезе при этом именовал свой оркестр "кооперативным сообществом" и в контрактах всегда оговаривал, что сам он как руководитель не будет получать больше, чем остальные участники оркестра.
Собственно говоря, оркестр Пульезе так и продолжал бы оставаться просто одним из ведущих групп "эскуэлы декариста", если бы примерно к 1945-1946 гг. музыкантам не удалось "нащупать" свой собственный "фирменный" звук. Сейчас уже трудно установить, кто его нашел. Одни приписывают это контрабасисту Аничето Росси; другие - первому бандонеону Освальдо Руджжеро (который, с одной стороны, нажимал кнопки бандонеона не резко и сразу, а как бы не дожимая до конца, в результате чего звук получался бархатно-мягким, а с другой стороны, подбивал меха бандонеона снизу коленом, тем самым придавая ему резкость и модулируя звучание); третьи - самому Пульезе. Так или иначе, в 1946 г. сначала выходит запись танго Эдуардо Ароласа "La Cachila", а потом - "La Yumba" самого Пульезе. Описывать радикализм этих записей - занятие неблагодарное. Замечу только, что с этого момента все попытки играть танго "под Пульезе" стали подражанием. Ритм-группа, состоящая из контрабаса, иногда первого бандонеона и фортепиано (Освальдо Пульезе в своем оркестре чаще участвовал в ритм-секции и крайне редко солировал), вышла на первый план и зазвучала с тем же форте, что и мелодическая группа. Разделение между регистрами (фортепиано и бас внизу, скрипки наверху) создавало иллюзию незаполненности среднего регистра оркестра. Эта незаполненная середина предоставлялась солисту - певцу, первой скрипке или бандонеону. Басы же производили эффект дьявольского маятника и эффект канженге был доведен до масштабов по тем временам почти гипертрофированных.
Наиболее сильно стиль Пульезе выражен в его записях 50-60-х гг, таких как "La Charamusca", "Pata Ancha", "La Bordona", "El Motivo", "Junta De Oro" и др. Большая часть материала была написана либо Пульезе, либо музыкантами его оркестра, такими как бандонеонист Освальдо Руджжеро, Марио Демарко, Эмилио Балкарsе, скрипачи Энрике Камерано и Оскар Эрреро. Недаром оркестр Пульезе называли "оркестром композиторов". Формат звучания Оркеста Типика Пульезе давал огромную свободу для контрапункта и для введения звуковых диссонансов, что явно предвосхитило авангард 60-70-х гг. в танго.
Интересно, что "La Yumba" - своеобразный гимн оркестра - родилась в день стачки рабочих аргентинских заводов Форд Моторс. Сам Пульезе неоднократно попадал в застенки за свои левые взгляды, но, несмотря на его отсутствие, коллектив продолжал записываться под его именем, и музыканты не хотели приглашать другого пианиста.
Концепция Пульезе - сочетание регулярного ритма со сложной полифонической диссонантной мелодикой - породила великое множество последователей. Остановлюсь на наиболее значительных из них.
Рекомендуемая дискография:
Пульезе относится к числу самых многочисленно записанных оркестров в истории танго. Дискография его огромна и исключительно неравноценна. Для исходного знакомства я бы рекомендовал следующие диски.
1-3. Серия Reliquias (EMI). Osvaldo Pugliese, Instrumentales Involvidables, Vols. 1-3. (REL859023, REL 499985 I REL499962),
4. Osvaldo Pugliese. From Argentina to the World. EMI 8378572
5-10. Osvaldo Pugliese. Antologia, Vols.1-6, Philips.
Часть 2.
Хулиан Плаза - бандонеонист Пульезе с 1959 по 1968 г. - родился в 1928 г. 9 июля в городке Хенераль Мануэль Кампос провинции Ла Плата. Музыкальное образование получил от отца, выучившегося музыкальной грамоте по переписке, а после переезда семьи в Буэнос-Айрес продолжил учебу под руководством Феликса Липескера. До Пульезе успел поработать в оркестрах Мигеля Кало и Карлоса Ди Сарли. Но именно в составе оркестра Пульезе написал свою серию из пяти танго, отличающихся по настроению: Сенсиблеро, Данцарин, Меланколико, Ностальгико и Дисонанте. В 1968 г. Плаза оставил оркестр Пульезе вместе с группой наиболее значительных музыкантов, сформировав Секстет Танго. В него вошли бандонеонисты Освальдо Руджеро и Виктор Лавалльен, Эмилио Валкарче (в качестве скрипача), первая скрипка Пульезе Оскар Эрреро, контрабасист Альсидес Росси и сам Плаза, на этот раз за роялем. Секстет Танго просуществовал до 1992 г., когда Хулиан Плаза решил создать свой Оркеста Типика, который возглавляет и до сих пор. Являясь постоянным аранжировщиком и композитором, он выступает то в роли пианиста, то первого бандонеона. Как композитору ему особенно удаются милонги. Его перу принадлежат "La Payadora", "Nocturna", "Milontango", "Morena", "Dominguera" и другие. Помимо Хулиана Плазы все выше перечисленные темы записали такие группы и музыканты, как Секстето Майор, оркестр Анибаля Тройло, Хуан Хосе Мосалини.
О последнем из упомянутых музыкантов и его поколении в оркестре Пульезе надо сказать поподробнее. Когда "костяк" оркестра Пульезе превратился в Секстет Танго, сам Пульезе нисколько не растерялся. Прекрасно понимая, что музыка должна двигаться дальше, он собрал следующий состав из музыкантов, годившихся ему в сыновья. Интересно, что именно в это время в его оркестре собрался, наверное, самый выдающийся квартет бандонеонистов за всю историю танго. Задумываясь над этим, я все чаще прихожу к выводу, что готов отдать многое, чтобы услышать Хуана Хосе Мосалини, Даниэля Бинелли, Родольфо Медероса и Альберто Альвареса на сцене одновременно.
Музыка оркестра Освальдо Пульезе перешла на следующий виток. Продолжая исполнять "стандарты", маэстро, следуя традиции "оркестра композиторов", позволял своим новым подопечным делать свои аранжировки. Так в репертуаре появились первые "авангарндые" номера, сделанные Мосалини и Медеросом: обработки "Quejas de Bandoneon" и "Los Mareados". Эволюция стиля со временем привела Пульезе на одну сцену с его антагонистом Пьяццолой. Их встреча состоялась в июне 1989 г. в амстердамском театре Ле Карре. Этот концерт задокументирован на двойном CD-альбоме голандской независимой компании Лучо Мьюзик и представляет собой одну из самых ярких концертных записей танго. Интересно, что Даниэль Бинелли, начинавший у Пульезе, в этом концерте выступил как участник секстета Пьяццоллы.
В начале 70-х годов Хуан Хосе Мосалини и Родольфо Медерос параллельно с оркестром Пульезе стали выступать в составе групы "Хенерасьон Зеро". Кроме них, в нее входили саксофонист, гитарист и исполнитель на ударных инструментах. По составу этой группы вполне понятно, что за основу был взят синтез танго и современного джаза. В течение последующих 20 лет музыка танго будет развиваться именно в этом направлении. В конце 90-х годов Медерос в Буэнос-Айресе, а Мосалини в Париже создадут наиболее яркие Оркестас Типикас нового поколения. После Пьяццоллы, джаза, Дино Салуцци музыка танго должна была возникнуть в обновленно-традиционной форме. Именно это и случилось, но в этой музыке уже не было сентиментальности предыдущих лет.
Вернувшись к традиции, музыканты этого поколения научились останавливаться в сантиметре от слащавости, никогда не переходя эту грань. Когда я спросил Мосалини в Париже на милонге (в это время звучал вальс Альфредо Де Анхелиса "Sonar y Nada Mas"), почему он до сих пор не записал этот вальс, маэстро поморщился и ответил, что эта музыка для него слишком приторна. И наоборот, такие темы как "Tres Minutos con la Realidad" Освальдо Тарантино в лице этих групп обрели ритм; тот самый ритм, который был у Пульезе и всех его предшественников, кто был до него. Параллельно со своим Гранд-оркестром Танго, Хуан Хосе Мосалини исполняет и более экспериментальные композиции в составе трио Мосалини-Бейтельманн-Каратини. Но и он, и Медерос, и другие музыканты все чаще обращаются к традиционному формату танго. И главная заслуга в этой преемственности принадлежит Освальдо Пульезе.
Хулиан Плаза и "Секстето Танго":
11. Серия Tango Argentino (BMG), Sexteto Tango, Pa'Milonguear (#63354)
Родольфо Медерос:
12. Eterno Buenos Aires, WEA/Warner Music Argentina, 398427282-2
Хуан Хосе Мосалини с оркестром:
13. Bordoneo y 900, Label Bleu (series Indigo), LBLC2507
14. Ciudad Triste, Label Bleu (series Indigo), LB 2577
Трио с Густаво Бейтельманном и Патрисио Каратини:
15. Imagenes, Label Bleu, LBLC6507
16. La Bordona, Label Bleu, LBLC6548
17. Violento, Label Bleu, LBLC6526
Часть 3
Другим не менее важным "отпрыском" оркестра Пульезе стал голландский Секстет "Canyengue", в составе которого нет ни одного аргентинца. Это первая группа танго, "крестным отцом" которой стал Пульезе. Впрочем, у этой группы есть своя страница в интернете, где о них можно все узнать (http://www.bloomline.net/canyengue/), а также приобрести их компакт-диски.
Из других "выпускников" Пульезе значительной популярности добился септет "Bien Milonga", которым руководил Исмаэль Спитальник. Он родился в августе 1919 г. в Буэнос-Айресе. По образованию инженер-химик, он серьезно изучал музыку лишь в свободное время. (Медерос, к слову, прежде чем стать участником оркестра Пульезе, тоже не мог выбрать между музыкой и биологией.) Однако серьезное увлечение привело Исмаэля в оркестр Анхеля Д Агостино. В 1956 г. Спитальник пришел в оркестр Пульезе, с руководителем которого, кроме интереса к музыке, его сближало членство в Коммунистической партии Аргентины. Им написаны известные танго "Fraternal", "Gente Amiga", "Bandoneon", "Melancolico". После ухода от Пульезе в 1961 г., Спитальник работал в основном как аранжировщик, а в 1987 г. организовал септет "Bien Milonga", с которым в частности гастролировал в девяти городах России в том же 1987 г. С этой группой Спитальник выступал до своей смерти в 1999 г. 12 октября.
Сегодня традиции Пульезе продолжает и Эмилио Балкарче. Он организовал "образовательный" оркестр "Эскуэла де Танго" (школа танго). Состав оркестра задуман как постоянно меняющийся. В нем играют студенты аргентинских консерваторий, желающие изучить танго не понаслышке. Кроме самого Балкарче, в этом оркестре преподают и Медерос, и Плаза. Таким образом, идея "кооперативного сообщества", задуманная Пульезе, продолжает жить, включая в себя уже несколько поколений "выпускников".
Пульезе умер 25 июля 1995 г., за 70 лет музыкальной карьеры соединив своей музыкой поколение Де Каро с поколением Мосалини.
Рекомендуемая дискография (Исмаэль Спитальник):
18. Septeto "Bien Milonga" de Ismael Spitalnik, Ediciones Pentagrama, PCD305
Дмитрий Великов
Вернуться в раздел