То, что танго – это настроение, знают все То, что танго – это особое настроение – знают многие - а именно те, кто танцует. Но то, что мы привносим свое настроение в танец – об этом забываем. А ведь оно не только наслаивается на танец, но и часто определяет сам танец, а иногда и саму возможность танца.
Для многих очень легко переключаться – достаточно услышать музыку, увидеть танцующие пары – и настроение схвачено. Дела и заботы остались в стороне, остался только этот вечер, и только этот танец.
Лишь это сейчас важно – это как вход в другой мир, в иное измерение, где законы – музыка и творчество, и чувства.
Другим нужно больше, чтобы войти в волшебство музыки и танца – и они ждут свою мелодию, или свой ритм, или своего партнера или… они ждут настроения.
Настроение в танго - это самое главное, как вдохновение для поэта, как зазвучавшая в душе мелодия для музыканта. Ведь танго – это творчество. И без этого танец, даже замечательно исполненный, каким бы он ни был технически правильным и точным – так и не сможет стать танго.
И не потому что не хватило страсти, пишу так, поскольку принято считать танго исключительно страстным танцем.. Да, я согласна, что порой этот танец, действительно, может быть или казаться таковым, как исключительно точно сказала героиня фильма «Давайте потанцуем» – «это вертикальное выражение горизонтального желания».
Но потому что слушать только музыку, а не собственные мысли, и мечтать только о том, как звуки выразить в движении – для этого должно, действительно, придти настроение.
Однажды после моих долгих рассуждений об аргентинском танго, когда я пыталась объяснить идею этого удивительного танца журналисту, человеку, увидевшему его впервые, меня попросили сформулировать самую суть танго, но подытоживая, всего в двух словах. Надеюсь, что мне это удалось.
На вопрос «Так что же такое танго?» я сказала: «Для партнера – это импровизация. Для партнерши – это интуиция».
Интуиция. Именно она и дает согласованность, о которой мечтают оба в танце, чтобы он стал настоящим танго. Танго может при этом носить самый разный характер.
Но согласованность – его основа.
Интуиция – тонкая вещь, очень тонкая – и это прекрасно, но и, осторожнее партнеры - слышно тогда все. Т.е. тангера тогда слышит и чувствует не только шаги партнера, но и его настроение – именно за этим его настроением и следует. Чудесно, когда совпадают настроения обоих, и попадают в унисон с музыкой. Отлично, когда партнер старается выразить музыку, а тангера следует за ним.
Но она по интуиции считывает любое настроение партнера, любое. Какую энергию излучает партнер, какое настроение выражает в своем танце – такое и получается танго. Если страсть и желание - будет страстное танго, если нежность – лирическое. Если симпатию и чувственность, и тангера поддержит - может получиться забавное танго-игра. Ревность и ненависть выльются в драматическое танго.
Каждое из этих танго- настроений может создать прекрасный по выразительности, уникальный танец. Уникальный не только по воплощении чувства в музыку, по выражению музыки в движении, и не только по серии выполненных элементов той или иной сложности и мастерству их выполнения, а именно по настроению. Ведь энергетика этого настроения и будет передана зрителям.
Мне очень повезло в том, что удалось попробовать танцевать все эти типы танго.
Я бываю абсолютно счастлива, когда партнер не столько обладает высоким техническим мастерством, хотя это более, чем важно, сколь чувствует музыку, умеет передать ее настроения, и добавить свои чувства, свое восприятие – я это настроение подхватываю интуитивно сразу же, мгновенно, и безумно радуюсь, когда удается войти в резонанс, и танцевать в унисон.
Тогда рождается гармония, о которой только мечтать, и согласованность. И собственно говоря, именно ради этой гармонии в паре и танцуешь.
Ради выражения красоты этой гармонии и разучиваешь элементы, и тренируешь их тайком каждый день, изо дня в день. Для того, чтобы потом выйти однажды на паркет, встать в пару и, услышав музыку, уловить ее суть, услышать шестым чувством настроение партнера, и постараться выразить его, вторить ему, усилить, с тем, чтобы придать танцу особую окраску.
Задача партнера – думать о техническом воплощении идеи танца, призвание партнерши - не только почувствовать идею танца, не только вторить партнеру, но и передать нюансы настроения танца.
Лишь один вид танго я не понимаю, и не принимаю – безразличие, танец ради элементов, с равнодушием в виде настроения. Танец ради отрабатывания элементов?
Это похоже на нелюбимую работу, в которой убивается само понятие творчества. Я понимаю, разумеется, как важно отрабатывать элементы, все так. Но здесь, в зале, когда зазвучала музыка и мы уже в паре – пусть это будет таинство!
Когда тангеро начинает думать не о музыке, и не о своей тангере, а только об элементах, или хуже того, говорить о них в момент танца «сейчас мы сделаем это, потом вот это..»… это все прекрасно на практике. Это становление танца, его постановка, но еще не само танго. И без общей идеи, согласованности рискует так и не стать настоящим танго, даже при достижении блестящей техники, это так и останется каскад элементов.
Если в танце нет общего настроения, в нем нет изюминки, той, что делает именно этот танец неповторимым. Пока не родилась согласованность, которую дает только передача настроения – от партнера к партнерше, и усиление этого настроения в резонансе от повторного ответа партнерши к партнеру - пока не достигнута эта гармония, танец не станет танго!
Мне повезло, мне много раз везло, и рада, что аргентинское танго не стало в этом исключением. Я много раз танцевала лиричное танго, когда сердце замирает и бьется в унисон. Было и так, что меня захватывало, увлекало страстное танго, в котором сила экспрессии заставляет совершать такие элементы, о которых и не помышляешь до этого мгновения. Мне довелось танцевать и драматическое танго, в котором было противостояние двух сил, и гордость, и ревность. Всегда с удовольствием танцую танго-игру, милонги, от веселья которых хочется смеяться, или романтический, лирический танго- вальс.
Должна признаться, что люблю эксперимент и даже риск, в том числе и в танго. Момент творчества – вот что привлекает меня более всего в этом удивительном танце.
Но единственное танго, которого я страшусь – это танго равнодушия, и единственное, что избегаю – одолжения в танго, не надо этого. При любом уровне партнеров, подчеркиваю, при любом, и при разнице в уровнях, всегда, можно почувствовать настроение, и выразить чувства в музыке. Пусть танец будет менее техничным, но он будет танцем!
В нем должно быть чувство или хотя бы порыв настроения – только так возникнет согласованность, так сможет родиться гармония, только тогда танец станет аргентинским танго!
Анна Кшишевска.
Вернуться в раздел